Этим вопросам были посвящены статьи О. Гостинского «О чешской музыкальной декламации» и «Вагнеризм и чешская национальная опера»; Яначек полемизировал с некоторыми их положениями. Но это не значит, что он прошел мимо иных выводов Гостинского и творчества Сметаны, величайшее значение которого обосновывал замечательный ученый. Отношение Яначека к классической традиции было диалектическим: споря со своими предшественниками и современниками (а спор - творческая стихия композитора) и отвергая то, что ему казалось окостеневшим, он развивал и обогащал традиции. Полемика - теоретическая и творческая - была своеобразным применением закона отрицания отрицания. Поэтому Яначек не только полемизировал с некоторыми положениями Гостинского, но и принимал многие его мысли. Гостин-ский отверг фольклоризм как первооснову профессиональной музыки, считая этот метод примитивным, подменяющим народность простонародностью. Базой чешской музыки, считал ученый, должен явиться родной язык - драгоценное национальное и народное достояние. Любите расскрывать тайны? Тогда смотрите книге по эзотерике здесь
Он писал в 1870 году: «Только вслушайтесь чутким ухом в речь, звучащую вокруг даже в обыденной жизни. Мы отыщем там многое, а не только «кое-что», а если сумеем овладеть ее сокровищами, то и всем, что необходимо для драматического пения. Мы слышим звуки различной высоты и диапазона, различной протяженности, длительности и краткости, различной силы; разве не является все это предпосылкой мелодии и ритма, то есть одноголосной музыки? Наша речь создает непрерывную мелодию, разумеется, во многом неровную, некрасивую, но все же обладающую постоянными тоническими, мелодическими и ритмическими особенностями, которые коренным образом отличают ее от языков других народов». И далее: «Музыкальная сторона речи обладает специфическими, весьма характерными национальными особенностями и, следовательно, вполне удовлетворяющими нашим требованиям.